Новости

Надзор за рациональным использованием ТЭР – один из основных эффективных инструментов стимулирования рачительного отношения к энергоресурсам

Надзорная деятельность за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов (далее – ТЭР), осуществляемая областными и Минским городским управлениями по надзору за рациональным использованием ТЭР Департамента по энергоэффективности, является одним из основных эффективных инструментов формирования управляющих воздействий в сфере энергосбережения, оценки эффективности энергосберегающих мероприятий (в том числе вложения бюджетных средств), стимулирования рачительного отношения к энергоресурсам.

Проведение надзорной деятельности осуществляется в строгом соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» и сводится к следующему:

участие в качестве исполнителей и соисполнителей в плановых проверках, включенных в координационные планы, размещенные на официальном сайте Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
участие во внеплановых проверках по рассмотрению обращений граждан (жалобы), Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь;
проведение мониторингов (соблюдение температурных режимов теплоснабжения), а по поручениям Правительства Республики Беларусь, ходатайствам соответствующих министерств и ведомств и обращению юридических лиц – проведение энергетических экспресс-аудитов (на безвозмездной основе).

При проведении проверки региональным управлением проверяется следующий укрупненный перечень вопросов:

соблюдение законодательства Республики Беларусь в сфере рационального использования топливно-энергетических ресурсов;
проведение работ по оснащению потребителей приборами учета и регулирования расхода природного газа и других видов котельно-печного топлива, воды и тепловой энергии;
наличие согласованных в установленном порядке норм расхода электрической и тепловой энергии, котельно-печного топлива и соблюдение их непревышения;
соблюдение правил, регламентирующих рациональное использование ТЭР;
выполнение мероприятий, предусмотренных отраслевыми, региональными (районными) программами энергосбережения, программами энергосбережения организаций;
соблюдение законодательства о проведении обязательного энергетического обследования организаций;
представление данных государственной статистической отчетности в установленные сроки.

К юридическим лицам, допустившим нерациональное использование ТЭР, в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях применяются меры административного воздействия.

Необходимо отметить, что данная надзорная деятельность носит предупредительный характер и направлена, в значительной степени, на выявление фактов нерационального использования ТЭР и скрытого резерва экономии. Осуществление надзора за рациональным использованием ТЭР позволяет оперативно реагировать на факты выявленных нарушений в момент их совершения, что в существующих условиях положительно отражается на социально-экономических показателях республики, в том числе энергоемкости ВВП.

Так, по итогам работы за 5 месяцев 2014 г. в рамках надзорной деятельности за рациональным использованием ТЭР проведено 365 проверок и 238 мониторингов (за аналогичный период 2013 г. – 388 и 87 соответственно), а также 41 обследование предприятий и организаций на безвозмездной основе с выдачей рекомендаций по повышению эффективности использования ТЭР в объеме 196,4 тыс. т у.т. (56 обследований и 81,9 тыс. т у.т. соответственно). Выявлено нерациональное использование ТЭР в объеме около 216,7 тыс. т у.т. (140,3 тыс. т у.т.). Выдано 229 предписаний и 97 рекомендаций (314 и 48 соответственно). Составлено 338 протоколов об административных правонарушениях (343 протокола). По решению судов выставлено штрафных санкций на сумму 354,7 млн. рублей (239,6 млн. рублей).

Из всего перечня нарушений законодательства в области рационального использования ТЭР, выявленных при осуществлении надзорной деятельности, можно выделить наиболее типичные (в разделе сайта Надзор и нормирование- Энегетический надзор размещена  соответствующая информация):

по пунктам «Правил технической эксплуатации теплоиспользующих установок и тепловых сетей потребителей» – в части отсутствие тепловой изоляции трубопроводов тепловых сетей потребителей, а также теплоиспользующих установок;
по требованиям постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 октября 1998 г. № 1582 «О порядке разработки, утверждения и пересмотра норм расхода топлива и энергии» и Положения о нормировании расхода топлива, тепловой и электрической энергии в народном хозяйстве Республики Беларусь, утвержденного постановлением Комитета по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь от 19 ноября 2002 г. № 9, – в части наличия и соблюдения сроков разработки технически обоснованных норм расхода топлива и энергии;
по Закону Республики Беларусь от 4 января 2003 года №176-3 «О газоснабжении» – в части использования природного газа в технологических установках без приборов учета;
по ведению и срокам представления форм государственной статистической отчетности.

Печать