Новости

К 2025 году планируется заменить на электробусы 35% городского пассажирского транспорта в Минске

20210421 new1Производство и использование электротранспорта – один из основных современных мировых трендов. Развитие электротранспорта в городах способствует внедрению и распространению экологически чистых и безопасных технологий. К преимуществам электротранспорта относятся: энергоэффективность, более высокая производительность по сравнению с транспортом, использующим двигатель внутреннего сгорания, сокращение выбросов парниковых газов и вредных веществ, снижение уровня загрязнения воздуха, оздоровление городской среды и повышение безопасности на дорогах. Рассказывает Алексей Никитенко, начальник управления перспективных энергетических технологий ПО «Белоруснефть».

Неудивительно, что развитие общественного электротранспорта – одна из приоритетных задач на ближайшие пять лет, которую решает министерство энергетики совместно с министерством транспорта, разработав комплексную программу по развитию электротранспорта на 2021–2025 годы.
Комплексная программа по развитию электротранспорта создаст платформу для реализации масштабного проекта будущего и сформирует новую область экономического роста. Программа станет мощным импульсом для формирования новых высокотехнологичных производств в промышленности, создаст условия для увеличения количества используемых транспортных средств на электрической тяге, расширит инфраструктуру электротранспорта и минимизирует негативные влияния на экологию. Программа предусматривает организацию и производство электротранспорта и электромобилей, проведение научных исследований, разработку опытных образцов, подготовку нормативных технических актов по использованию электротранспорта и расширение сети зарядных станций.
Беларусь имеет значительный научно-технический и производственный потенциал в области электротранспорта. Научное обеспечение в рамках реализации данной программы возглавит Национальная академия наук Беларуси. На сотрудников НАН Беларуси20210421 new11 возложены задачи по сертификации, подготовке стандартов и законодательных правил по созданию и использованию электротранспорта, освоение производства опытных образцов электротранспорта различного назначения, разработка электродвигателей, электронных систем управления, аккумуляторов, накопителей энергии, технические характеристики которых не будут уступать мировым аналогам.
В рамках программы предусматривается развитие производства электротранспорта: пассажирского (электробусы, троллейбусы, троллейбусы с автономным ходом, персональный легковой и малый электротранспорт), грузового (коммерческого) и специального (электромусоровозы, электрические уборочные машины, подметальные, поливочные машины и другая электрифицированная коммунальная техника).
Производство новых видов пассажирского электротранспорта предполагается реализовать за счет использования мощностей ОАО «МАЗ», ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкомунмаш». Также планируется освоить серийный выпуск электромобилей в СЗАО «БЕЛДЖИ».
Важную роль в обеспечении доступности, повышении качества и безопасности услуг городского транспорта, повышении эффективности работы транспортных организаций, выполняющих пассажирские перевозки, будет играть пополнение городского парка транспорта общего пользования своевременными, комфортными, экономичными, экологичными и надежными транспортными средствами.
Уже сегодня использование электрического пассажирского электротранспорта поддерживается по всему миру. В развитых странах электротранспорт уже является доминирующим: более 50% городских пассажирских перевозок осуществляются трамваями, троллейбусами, метрополитеном, электропоездами.
В ближайшие 5 лет в Беларуси будут реализовываться задачи по обновлению парка городского пассажирского транспорта и развитию транспортной инфраструктуры. К 2025 году планируется заменить на электробусы 35% городского пассажирского транспорта в Минске и областных городах, к 2030 году – 100%. В результате парк городского пассажирского транспорта будет обновлен экологически безопасными транспортными средствами с улучшенными характеристиками. Также будут удовлетворены потребности экономики страны и потребности населения в услугах по перевозке пассажиров, улучшится экологическая ситуация.
20210421 new12Бурное развитие и продвижение использования электротранспорта в Беларуси ставит целый ряд вопросов, связанных с осуществлением сбора, хранения и утилизации компонентов электротранспортных средств. Для этого будет формироваться система экономических стимулов для организаций, осуществляющих сбор, хранение и утилизацию данных компонентов.
Создание и расширение сети электрозаправок входит в число приоритетных направлений. Планируется, что программа по созданию зарядной инфраструктуры для электротранспорта будет реализована силами РУП «Производственное объединение «Белоруснефть», выступающего государственным оператором по созданию и развитию государственной зарядной сети электромобилей.
ЭЗС будет функционировать на базе двух моделей: городской и трассовой. Также будет улучшаться инфраструктура зарядки на маршрутах движения пассажирского электротранспорта с созданием супербыстрых зарядных комплексов для зарядки электробусов, электромаршруток, такси, а также электромобилей.
Реализация комплексной программы по развитию электротранспорта на 2021–2025 годы требует дополнительных мер по стимулированию научных исследований и опытно-конструкторских работ в области производства электрического транспорта и объектов зарядной инфраструктуры, а также по стимулированию производства, приобретения и использования электротранспорта и развитию зарядной и сервисной инфраструктуры.
Ожидаемый результат комплексной программы по развитию электротранспорта на 2021–2025 годы – это создание благоприятных условий для развития электрического транспорта в стране, что включает в себя производство электротранспорта и его компонентов, объектов зарядной и сервисной инфраструктуры, а также их обустройство, развитие технологий производства и внедрение инноваций, снижение загрязнения окружающей среды, экономическую и организационную поддержку.

Печать