Вопрос. Есть ли в Республике Беларусь программы содействия повышению энергоэффективности в жилищном фонде ?

Вопрос. В Украине реализуется программа финансирования энергоэффективности жилья Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) IQ energy. Ее цель - содействовать повышению энергоэффективности в жилищном секторе в соответствии с европейскими стандартами. В рамках этой программы банки предоставляют кредиты на финансирование указанных мероприятий физическим лицам. Платежи-компенсации (гранты) для физических лиц могут составлять 35% суммы инвестиций.
Есть ли подобные программы содействия повышению энергоэффективности в жилищном фонде в Республике Беларусь?

Ответ. В настоящее время в соответствии с поручением Правительства Республики Беларусь Департаментом по энергоэффективности Госстандарта совместно с Министерством жилищно-коммунального хозяйства с участием других заинтересованных сторон подготовлен проект Указа Президента Республики Беларусь «О повышении энергоэффективности многоквартирного жилищного фонда» (далее – проект Указа). Проект Указа разработан для обеспечения снижения удельного теплопотребления жилищного фонда республики, создания предпосылок и условий для организации тепловой модернизации жилищного фонда с привлечением средств широкого круга источников финансирования, в том числе средств собственников жилья, международных финансовых организаций (Всемирный банк, Европейский инвестиционный банк, Европейский банк реконструкции и развития и др.), создания условий, стимулирующих собственников к инвестированию собственных средств в модернизацию жилья, и установления механизмов реализации энергоэффективных мероприятий в жилищном фонде.
Предполагается, что в многоквартирном жилищном фонде будут проводиться следующие энергоэффективные мероприятия:
- работы по утеплению конструктивных элементов здания (стены, крыша, чердачное перекрытие, перекрытие над подвалом и другие);
- реконструкция и техническая модернизация системы отопления и горячего водоснабжения здания (замена панельной системы отопления на радиаторную, замена других систем отопления, устройство циркуляционного трубопровода в системе горячего водоснабжения, установка термостатических и балансировочных устройств системы отопления);
- устройство приборов индивидуального учета и регулирования тепловой энергии;
- устройство систем дистанционного съема показаний и ее элементов с индивидуальных приборов учета тепловой энергии;
- устройство индивидуальных тепловых пунктов (установка или замена теплообменников, групповых приборов коммерческого учета, систем автоматического регулирования расхода тепловой энергии, устройство систем диспетчеризации, циркуляционных насосов с частотным регулированием);
- замена заполнений оконных и входных дверных проемов, расположенных во вспомогательных помещениях, утепление тамбуров, вентиляционных шахт;
- устройство систем рекуперации тепловой энергии.
При этом основной задачей является доведение параметров удельного теплопотребления каждого жилого многоквартирного дома до уровня не выше 90 кВт·ч/кв. метр в год.
Предполагается, что планируемая тепловая модернизация указанного жилищного фонда будет проводиться с участием финансовых средств граждан и при определенной государственной поддержке.
В целях вовлечения собственников, членов организаций застройщиков в реализацию энергоэффективных мероприятий планируется использовать принцип добровольности.
Решение о реализации энергоэффективных мероприятий, а также об объемах выполняемых работ на основании проведенной в установленном порядке оценки теплоэнергетического состояния дома будет приниматься местным исполнительным и распорядительным органом по результатам общего собрания собственников помещений, в том числе путем проведения опроса. Решение будет считаться принятым, если за него проголосовали более двух третей от общего количества собственников.
Решение о реализации энергоэффективных мероприятий, принятое в установленном порядке, будет обязательно для исполнения всеми собственниками жилых и нежилых помещений, членами организации застройщиков в многоквартирном жилом доме.
Правительством Республики Беларусь будет утверждена форма типового договора на оказание услуг по реализации энергоэффективных мероприятий в многоквартирном жилом доме, которым предусматривается, в том числе, и ответственность собственников помещений, членов организации застройщиков за неисполнение своих обязательств по возмещению причитающихся затрат на реализацию энергоэффективных мероприятий.
Предполагается, что в суммарных затратах на реализацию энергоэффективных мероприятий доля, подлежащая возмещению собственниками жилых помещений, членами организации застройщиков многоквартирного жилого дома за счет собственных средств, будет составлять не менее 50 процентов. Собственники жилых помещений, находящихся в коммунальной либо республиканской собственности, возмещают долю затрат, приходящихся на эти помещения, за счет средств соответствующего бюджета.
Размер возмещения затрат собственниками жилых помещений, за исключением жилых помещений, находящихся в республиканской или коммунальной собственности, членами организации застройщиков будет составлять:
- 50 процентов от стоимости затрат, приходящихся на указанного собственника, члена организации застройщиков, при реализации энергоэффективных мероприятий в многоквартирном жилом доме по достижению сокращения уровня удельного расхода тепловой энергии на 50 процентов и более от его проектного значения;
- 70 процентов от стоимости затрат, приходящихся на указанного собственника, члена организации застройщиков, при реализации энергоэффективных мероприятий в многоквартирных жилых домах по достижению сокращения уровня удельного расхода тепловой энергии
на 30−50 процентов от его проектного значения.
Размер ежемесячных платежей собственников жилых помещений, членов организации застройщиков предполагается установить фиксированным на десятилетний период, например, из расчета одной базовой величины на семью из трех человек, проживающую в двухкомнатной квартире общей площадью 48 кв. метров, что в настоящее время составляет 24,5 рубля (или 51 коп. на 1 кв. м) в месяц. Для собственников нежилых помещений, а также в отношении жилых помещений, находящихся в республиканской или коммунальной собственности, предлагается установить период возмещения затрат, приходящихся на эти помещения, в течение трех лет в полном размере ежемесячно равными долями.
Малоимущих собственников жилых помещений, членов организации застройщиков, которые в силу финансового положения не смогут осуществлять оплату, при введении ежемесячных платежей за тепловую модернизацию жилья предлагается субсидировать от совокупности этих платежей и расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в рамках предоставления безналичных жилищных субсидий.
В результате проведения тепловой модернизации многоквартирных жилых домов население получит возможность сэкономить деньги в долгосрочной перспективе и, что немаловажно, повысить комфортность проживания. При сокращении потребления тепловой энергии бюджет сможет уменьшить дотации, снизится перекрестное субсидирование, а в конечном итоге все это благотворно повлияет на экономику страны.

Печать