Новости

Ввоз электромобилей в Беларусь и другие страны ЕАЭС вновь облагается пошлиной

20220103 new2С 1 января 2022 года ввоз электромобилей в Беларусь и другие страны ЕАЭС вновь облагается пошлиной в размере 15%. Напомним, ранее для нас ставки таможенных пошлин на электромобили были временно снижены до 0%.
Час икс прошел, действие документа продлено не было, поэтому таможенная пошлина на электромобили возвращается и при ввозе "электричек" будет составлять 15%.
ЕАЭС определяет электромобили как «отдельный вид моторных транспортных средств с электрическими моторами». Полная таможенная очистка электромобиля включает ввозную пошлину (15% от стоимости), утилизационный сбор и акциз. Также при ввозе автомобиля надо платить НДС (20% от аукционной стоимости + 500 долларов). Отметим, что в Беларуси по 31 декабря 2025 г. при ввозе на территорию Республики Беларусь электромобилей для личного пользования применяется ставка НДС в размере 0%. Такое нововведение предусмотрено Указом № 92 Президента Республики Беларусь от 12 марта 2020 г. «О стимулировании использования электромобилей» и не относится к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
В то же время Указ №447 Президента Республики Беларусь от 22 ноября 2021 г. излагает в новой редакции Указ №92 от 12 марта 2020 года «О стимулировании использования автомобилей».
Первое и самое главное нововведение – отмена НДС на всей цепочке, от производства до ввоза и приобретения электромобилей. Это значит, что юридические лица при ввозе в Беларусь электромобилей не старше 5 лет как для собственных нужд, так и в целях продажи получают льготы по НДС. Также по договорам, заключенным до 1 декабря 2021 года, физические лица могут получить возврат НДС в размере не более 500 не более 500 базовых величин.
Во-вторых, расширены категории подпадающих под льготы транспортных средств. Раньше речь шла только о легковых электромобилях. Сейчас же в мире появляются и активно производятся так называемые «каблучки» – развозные машины для интернет-торгов ли, грузовые электромобили, а также электробусы. Указ распространил свое действие и на них. Мы ожидаем существенного роста по этой категории транспортных средств, – отмечает первый заместитель министра экономики Юрий Чеботарь.
В-третьих, производители электромобилей освобождены от уплаты НДС при ввозе не производимых в республике автокомпонентов для них.
В-четвертых, откорректированы льготы для покупателей зарядных станций. Инвестиционный вычет теперь можно применять к полной стоимости зарядной станции с учетом затрат по ее установке. Отменено освобождение от НДС ввозимых зарядных станций, так как в стране уже налажено их собственное производство.
Напомним, летом прошлого года Беларусь выступила с предложением продлить беспошлинный ввоз электрокаров. Введение данной меры должно было способствовать созданию условий для формирования рынка электромобилей в Республике Беларусь и государствах — членах ЕАЭС как основы для следующего этапа развития электрического транспорта — организации производства электромобилей; также это посодействовало бы увеличению количества объектов зарядной инфраструктуры, стимулированию использования экологически чистого автотранспорта для улучшения экологической обстановки в крупных городах.
Эксперты отмечают, что нулевая пошлина на ввоз электромобилей была одним из драйверов рыночного роста в 2020 году, а возвращение барьера в 15% приведёт к резкому снижению рынка в 2022-м и помешает развитию зарядной инфраструктуры.

Печать